Инвестиции в Интернет-бизнес
Существует статистика, которая говорит, что не только из интернетовских старт-апов, но и из самых обычных малых бизнесов, у нас открываемых, 80% проектов закрываются в течение первого года функционирования. Это, значит, что бизнес вообще является предприятием с коммерческим риском и большими шансами прогорания, чем успеха. А в Интернете, где неизвестно ничего о том, что будет завтра, и где абсолютно все – это первый и беспрецедентный в истории эксперимент, – разумеется, уровень риска гораздо выше.
Чтобы стать интересными для инвесторов, у всех интернет-проектов два пути:
- научиться делать хорошие инструменты, которые стратегические инвесторы смогут использовать в своих цепочках создания стоимости (маркетинге, закупках, инновациях и т.д.);
- научиться использовать эти инструменты самим и развивать бизнес вокруг них.
Для владельцев бизнеса важны прирост аудитории, приток и освоение инвестиций, а также стоимость бизнеса и его перспективы.
Что же из себя представляют инвестиции в Интернет? Условно их можно разделить на три группы:
- инвестиции в интернет-компании: поисковые системы, онлайн-магазины, электронные СМИ и т.д.;
- инвестиции оффлайновых компаний в Интернет: создание сайтов компаний, сервисных служб, рекламы в Сети;
- инвестиции непосредственно в интернет-технологии: телекоммуникационные и сервисные компании, интернет-провайдеры и т.д.
Основные факторы инвестиционной привлекательности российского Интернета: во-первых это, конечно, его бурное развитие, а, следовательно— быстрая окупаемость затрат. Во-вторых, онлайн-бизнес не требует таких крупных капиталовложений, как оффлайновый: любая интернет-компания – это офис, сотрудники и технология – ничего больше. В-третьих; онлайн-бизнес не обладает теми факторами риска, как, например, нефтяной или газовый бизнес: он никогда не был государственным, никогда не приватизировался и потому никогда не вступал в прямые конфликты с властью.
Путь интернет-бизнеса тернист и труден, но идти в этом направлении необходимо, ибо сегодня это уже не мода одиночек; а реальность для масс. Другое дело, что подход к использованию интернет-технологий для организации бизнеса и, в частности, торговли должен быть очень взвешенным и продуманным, дабы защитить интересы как продавца, так и покупателя. Российские компании из сектора реальной экономики так же, как и компании из других стран, рано или поздно внедрят в бизнес-практику методы ведения своего реального бизнеса через Интернет и будут использовать интернет-технологии и решения для повышения эффективности, качества и конкурентоспособности.
Сегодня бизнес в Интернете в значительной степени делается на создании и дальнейшей продаже интернет-ресурсов. Если кто-то создал некий сайт и сделал его достаточно популярным, но не имеет возможности поддерживать его дальнейшее развитие, вполне логичное решение – продать этот сайт тому, кто готов его купить. Таким образом происходит перераспределение ресурсов от менее эффективных собственников к более эффективным.
В настоящее время уже суще ствует несколько достаточно удачных В2В («бизнес для бизнеса») решений, разработанных российскими программистами по заказам компаний из США и Европы. В частности, одна из бирж металлов, materialnet.com, разработанная фирмой «Однако», входит в первую десятку составленного журналом Forbes рейтинга самых успешных интернет-решений. Выходит, решения класса В2В могут быть с успехом реализованы с нуля и до ввода в эксплуатацию в наших условиях, на наших продуктах, с помощью наших же программистов. Есть и другие примеры пионерских исследований, оценивавших российский рынок В2В решений в $350 млн в 2000 году.
Одним из показателей оздоровления ситуации является наблюдающееся в настоящее время увеличение объема инвестиций в отечественные интернет-проекты (что называется, взгляд с «инвесторской колокольни»).
Идет раздел рынка. Ведь Интернет – глобальное направление, перспективы развития которбго гарантированны, и, в общем-то, ни у кого сомнений не вызывают. Этим и объясняется интернет-бум – многие стараются уже сегодня приобрести активы, которые завтра могут занять ключевые позиции в Рунете.
Рынок интернет-проектов в России сейчас находится в очень благоприятном состоянии, ожидается, что в ближайшее время число интернет-компаний, которые выйдут на точку самоокупаемости, увеличится, и, соответственно, будет расти инвестиционная привлекательность Рунета в целом. Инвестиции в российские интернет-проекты будут расти, лишь бы сохранилась позитивная динамика в экономике, повышалось качество самих проектов.
Мы уже упоминали, что и государство в последнее время активно использует Интернет для интеграции с бизнесом, например, вводится электронная система госзакупок. Существует Институт госзакупок ГУ-ВШЭ им. А.Б. Соловьева. Создана Межведомственная рабочая группа по координация деятельности по созданию и развитию типовой системы электронной торговли для государственных региональных и муниципальных нужд в РФ. Для унификации системы электронных госзакупок работает проект «Создание системы электронных сделок». Региональные информационные системы и электронные торговые площадки действуют в Московской, Курской, Владимирской, Брянской, Калужской, Челябинской, Ярославской и других субъектах Федерации.
[ источник http://laboureconomics.ru/neweconomics/139-invest ]